анализ конкуренции эффективность бизнеса

Категория: Маркетинг

Анализ конкуренции является одним из ключевых маркетинговых исследований, результатом которого должно стать укрепление рыночных позиций компании, устранение ее слабых сторон, привлечение новых клиентов. В целом такое исследование помогает определить перспективы предприятия и сформировать эффективную стратегию его развития.

Зачем необходима конкуренция?

Нужно отметить, что конкуренция в рыночной экономике – неотъемлемая составляющая процесса саморегулирования. Роль конкуренции сложно переоценить, ведь именно она является силой, вынуждающей предприятия совершенствовать технику и технологии, повышать качество товаров и снижать стоимость их производства. Кроме того, подобное соревнование компаний стимулирует их выпускать продукты, необходимые потребителям.

Если говорить о роли и видах конкуренции, существует несколько классификаций:

  • ценовая и неценовая конкуренция: первая подразумевает снижение стоимости товаров, вторая – повышение их качества;
  • предметная (компании предлагают аналогичные товары);
  • видовая (товары одного вида);
  • функциональная (товары или услуги, призванные выполнять одну и ту же функцию).

Отдельно стоит упомянуть об относительно новом явлении – конкуренции в Интернете. Сегодня очень актуален вопрос попадания в ТОП-3, 5 и 10 выдачи в поисковых запросах, позиции в контекстной рекламе, внимания блоггеров и СМИ. Поскольку Интернет предоставляет потрясающие возможности воздействия на целевую аудиторию, «виртуальная» конкуренция с каждым годом становится все более напряженной.

Какие данные включает анализ конкуренции?

Среди ключевых сведений, обязательно включаемых в анализ конкурентов, нужно отметить:

  • Анализ рынка конкуренции: сколько игроков на рынке в регионе/стране, какие из них самые успешные, какие конкретные позиции они занимают.
  • Цели конкурирующих компаний: желание инвестировать в тот или иной бизнес, расширять производство, выходить на новые рынки.
  • Прошлые и нынешние стратегии конкурентов: типичное поведение на рынке, структура затрат, возможные контракции.
  • Оценка сильных и слабых сторон ключевых конкурентов.
  • Влияние поставщиков: насколько высока степень дифференциации, значимость покупателей, доли отдельных поставщиков.
  • Влияние покупателей: платежеспособность, объем потребления, значимость реализуемых товаров для покупателей.
  • Выбор конкурентов, которых можно атаковать, и областей, где компания должна стремиться удержать свои позиции.
  • Специфика продвижения товаров и услуг, которые предлагает компания, в Интернете, определение фирм, занимающих лидирующие позиции по ключевым поисковым запросам.
  • Выделение тенденций развития Интернет-рынка на основе статистических данных, выявление регионов с наибольшим спросом на товары и услуги, определение сезонной составляющей.
  • Методы работы компаний-конкурентов с клиентами с помощью социальных медиа.
  • Методы анализа условий конкуренции

Самыми популярными методиками оценки механизмов конкуренции в отрасли и исследования положения компании являются параметрические и рейтинговые оценки. Первые включают данные опросов потребителей и поставщиков, вторые – информацию сводной финансовой отчетности конкурентов. Также для отчета используется вся доступная в СМИ и Интернете информация о предприятиях, иногда применяется метод «тайного покупателя».

Конкурентный анализ сайта

Важной частью любой маркетинговой кампании, которая осуществляется в сети, является исследование сайтов предприятий-лидеров рынка. Методы анализа конкуренции во много схожи. Для эффективного продвижения ресурса необходимо определить:

  • семантическое ядро конкурирующего сайта и позиции по ключевым запросам;
  • наполнение ресурса;
  • авторитетность ресурса и количество входящих ссылок.

Самостоятельно провести исследования рынка практически невозможно – ведь работа требует глубоких знаний в области маркетинга, статистики, аналитики. Лучше всего обратиться к специалистам, которые имеют большой опыт проведения анализа конкуренции, используют современные программы и методики.